Акции от поставщиков

Вопрос: Компания-дистрибьютор предложила нашей аптеке участвовать в акции по закупкам препарата N. Согласно условиям, мы должны у них закупить препарата на сумму 30000 рублей по цене упаковки 400 руб. В этом случае в качестве вознаграждения мы получаем приз – поездку в Хорватию в сентябре. Препарат сезонного спроса, реализуется по большей части в весенне-летний период. Согласно статистике продаж за прошлый год, в мае — сентябре мы продавали в среднем 12 упаковок препарата N в месяц. Помогите рассчитать, выгодно или нет, нам участвовать в данной акции? И в каких подобных акциях вообще имеет смысл участвовать?

Ответ:
Вопрос очень интересный! Особенно, если учесть, что в фармацевтическом бизнесе довольно часто встречаются подобные предложения со стороны поставщиков. Но задача у поставщика одна – побольше продать и продвигать товар на рынок.

Не достаточно принять предложение, если Вы «чувствуете», что сможете за сезон продать данный препарат. Для Вас, как для клиентов целесообразно соглашаться только в том случае, если данное предложение обеспечит Вам экономический эффект. То есть издержки сократятся после принятого предложения. И объем продаж, в свою очередь, не только не упадет, но и даст рост. То есть основная задача в принятии решения будет выполнена – «минимум издержек при максимуме сервиса».

В данном примере оценить экономический эффект абсолютно точно не представляется возможным, так как не достаточно информации, во-первых. А, во-вторых, само предложение не дает возможности сэкономить. Поездка в Хорватию, это подарок из тех, которые требуют дополнительных издержек. Если только данное вознаграждение  учесть, как мотивацию персонала?…. Ну так и примем. Предположим, поездка в Хорватию в сентябре стоит около 400$ или около 10000 рублей. Цена эта на поездку на 7 дней в 3-х звездный отель, где в стоимость включены только завтраки. Тогда это предложение весьма странное. Компании возвращается треть от стоимости партии.

И все-таки предлагаю рассмотреть общий алгоритм определения целесообразности для компании-покупателя предложений о разовой закупке большой партии.

Для этого необходимы следующие данные:

Спрос на данный препарат в прошлом году во время сезона не только общий, но и с разбиением на более короткие интервалы времени. Например, ежедекадные продажи или ежемесячные. Все зависит от того, когда начинается и заканчивается сезон – в начале/конце месяца или где-нибудь в середине. И на сколько резко начинается и заканчивается сезон.

Для определения спроса на текущий год, стоит учитывать коэффициент роста. То есть, как у нас увеличился (или сократился) объем продаж.

Затраты на хранение препарата. В зависимости от компании, здесь могут учитываться два параметра. Если у компании крупные обороты, то стоит принимать во внимание стоимость хранения на складе. Если это аптека, то достаточно учитывать стоимость замороженных денежных средств. Как правило, принимается процент наценки. То есть смысл здесь следующий: сколько бы заработали, если бы эти деньги не лежали в виде товара на складе, а были в обороте. Примем, например, этот процент – 15% годовых. И чем больше запас, тем больше будет неработающая сумма денег.

Условия работы с поставщиком. Если поставщик дает отсрочку платежа, то замороженные денежные средства будут меньше. Если же поставщик требует предоплату, учитывая срок поставки и предсезонный запас, то мы вынуждены будем вкладывать собственные денежные средства в данный препарат еще до момента появления его у нас на складе. Предположим, что поставщик дает отсрочку платежа – 1 месяц. Но, учитывая срок поставки и создание запаса перед началом сезона, нам этого месяца хватит лишь на эти операции. А соответственно на срок самого сезона мы будем вкладывать собственные денежные средства.

Итак, сам алгоритм расчета:

  1. Мы должны определить спрос на препарат в сезон. Для этого, необходимо к среднему спросу добавить коэффициент сезонности и коэффициент роста/сокращения спроса. Так как этой информации нам в данном примере не хватает, то, исходя из логики и фантазии автора, примем данные, указанные в таблице 1.

Таблица 1 – Определение ежемесячного спроса препарата N на 2008 год

Итого прогнозируемый совокупный спрос равен – 67 штук.

  1. Нам поставщик предлагает закупить препарат на 30000 рублей. Учитывая закупочную цену 400 рублей, получаем следующее предложение:

30000/400= 75 упаковок.

            А это значит, что велика вероятность того, что запас у нас останется и по завершении сезона. Поскольку 67 упаковок – это прогнозируемый спрос, мы не можем утверждать, что именно столько мы и продадим. И в данном примере, у нас нет возможности оценить точность прогнозирования по все той же причине – недостаток информации.

  1. Если мы принимаем предложение поставщика, то издержки в связи с этим формируются так, как указано в таблице 2.

Таблица 2 – Издержки, возникающие при закупке препарата N, в соответствии с предложением поставщика.

Из таблицы 2 следует, что стоит соглашаться на предложение поставщика, так как издержки гораздо ниже, чем стоимость приза. Но результат был бы однозначный, лишь в том случае, если данный приз предоставлялся в денежном эквиваленте. А в данном примере решать Вам, на сколько необходим компании этот приз.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.