Автоматизация технологий управления запасами. Или как получить автозаказ? Часть 3
Продолжим рассматривать систему показателей.
После рассмотрения показателя «оборачиваемость запасов» следующие два показателя имеют равный вес значимости и показывают качество работы с запасами. Это неликвиды и уровень сервиса.
В этой статье рассмотрим показатель неликвидов.
Чаще всего под неликвидами понимают товары, у которых прошел срок годности (или остался на минимальном уровне) или товары, которые хранятся длительное время.
На самом деле, целесообразно делить эти 2 показателя, так как причины их возникновения могут отличаться. Так, если речь идет о товарах с минимальным остаточным сроком годности, они могут быть не только по причине большого объема отгрузки. Но еще и по причине не соблюдения принципа FPFO (First Product First Out – первый произведен, первый ушел).
Если говорить о неликвидах – это запасы, которые после продажи не принесут прибыль. То есть запасы так долго пролежали на складе (на полке), что вся прибыль была «съедена» затратами.
Самый простой способ оценить момент, когда товар станет неликвидом, это применять формулу, учитывающую наценку на товар и затраты, связанные с содержанием данного товара. Для аптеки эта формула будет выглядеть следующим образом (формула 1)
Т – количество месяцев, через которое товар станет неликвидом, мес.
Н – наценка, доля и процент не единицу товара (штуку, упаковку)
к – ставка стоимости денег, доля в месяц.
Если товар лежит на полке аптеки дольше, чем данный период, то товар становится убыточным. Визуально данную картину можно отразить следующим образом (Рисунок 1).
Понятие ставки стоимости денег описывают по-разному, в зависимости от ситуации в компании:
- Ставка коммерческого кредита. Самый простой способ определить, как дорого стоят деньги. Способ используется в компаниях в том случае, если компания вынуждена использовать заемные средства – коммерческие кредиты. Ставки в настоящий момент сильно отличаются в зависимости от того, где компания кредитуется (в РФ или в Европе), в зависимости от банка, размера кредита и региона.Даже, если компания не использует заемные средства или вы не имеете данных о процентах, под которые компания берет кредит, проще всего брать величину 1,5 процента в месяц. На практике до 2% в месяц. Или запросить ставку в отделе финансов или в бухгалтерии.
- Доходность бизнеса, которую ожидает собственник. Этот процент учитывается в том случае, если компания пользуется собственным оборотным капиталом и отсрочками платежей, предоставляемыми поставщиками.
Возвращаясь к рисунку 1, можно увидеть, что наценка на закупленный товар составляет 15% и с течением времени остается такой же. При этом, затраты на обслуживание растут. Так, если товар пролежал месяц, мы заплатим кредит с него 1,5 процента от закупочной цены. Если 2 месяца, то заплатим уже 3 процента, и т.д. Таким образом, через год, товар станет убыточным, так как обслуживание его в течение года обходится выше, чем наценка (расчет в таблице 1).
Выше описан случай, когда речь идет об аптеке, когда в компании нет распределительного склада. А соответственно отсутствуют затраты на складское хранение.
Если рассматривать вариант со складом, то в знаменателе должны добавиться затраты на складское хранение (доля затрат на хранение на складе в среднем запасе).
Напомню, что формула расчета момента, когда товар становится неликвидом, интересна тогда, когда сроки годности превышают этот период.
Показатель «неликвид» как правило, оценивают в виде процента от среднего запаса, и, как правило, принимают в размере от 2 до 5 процентов от среднего запаса.
На взгляд автора корректнее оценивать неликвиды как доля в объеме продаж. Связано это с тем, что по поручению руководства запас могут либо увеличить, либо уменьшить, и в таком случае, доля неликвида (при сохранении его физического объема) существенно может поменяться. Пример приведен в таблице 2.
Если расчет масштаба неликвидов рассматривать как доля в объеме продаж, то, как раз, можно увидеть, насколько велик «масштаб бедствия». Или, еще проще, отслеживать динамику изменения суммы неликвидов.
В любом случае, отслеживать их необходимо ежемесячно, и решение по распродаже или возврате поставщику неликвидов принимать оперативно. Задачи свести долю неликвидов к минимуму.
Кроме показателя «неликвиды», стоит рассматривать показатель «сверхзапасы». Под сверхзапасами понимаются те товары, которые в ближайшей перспективе могут стать неликвидами.
Например, товар становится неликвидом, если пролежит на складе 10 месяцев. Сверхзапасом товар принимается, если пролежит, предположим, 7 месяцев. Как только оборачиваемость запаса стала 7 месяцев, мы с ним активно начинаем работать (распродажа, возврат, акция и т.д.), таким образом, чтобы товар не стал неликвидом.
Этот инструмент позволяет не затягивать с решением вопросов с завышенными запасами и не доводить ситуацию до статуса «неликвид».
Ольга Грязнова
Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM
Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Популярные страницы