Чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок? (Часть 5)
Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?
Часть 5
Продолжаем тему Управления Цепями Поставок (УЦП) в разрезе фармацевтического бизнеса.
Итак, кейс:
Компания поставщик (производитель) делает предложение клиентам на льготных условиях размер партии, покрывающий 3-х месячный спрос.
В прошлой публикации мы остановились на технологиях прогнозирования спроса и их важности. Описанные технологии подразумевают автоматизацию. Без нее столь сложный механизм в ручном режиме не заработает. Можно в принципе и не автоматизировать, и полагаться на профессионализм закупщиков. Но проблема человеческого фактора в таком случае остается.
Сокращение периода прогнозирования
Как известно, при разработке норм на запасы, чаще всего используется АВС – анализ. Для разных групп товаров нормируется различные периоды поддержания запасов. При нормировании оборачиваемой части запасов, можно поддерживать запас и на неделю работы (если поставщик гибкий и оперативный, как, например, фармацевтические дистрибьюторы). Таким образом, получаем возможность быстрой реакции на спрос с частыми закупками небольшими партиями.
При этом прогноз строится всегда на «свежей» истории продаж. Появляется возможность быстрой реакции на скачки спроса. И даже при существенной ошибке прогнозирования в таком случае, цена ошибки не столь высока. Она компенсируется высокой скоростью.
Появляется возможность быстрого входа в сезон и мягкого выхода из него.
Ускорение и стабилизация процессов, связанных с размещение заказа на закупку
В данном случае речь идет об удешевлении и ускорении технологий формирования, согласования заказа на закупку и передачи его поставщику. Отличным инструментом для этого является автоматизация.
Совместное прогнозирование спроса (или прогнозирование спроса у поставщика)
Данный инструмент уже давно зарекомендовал себя во многих областях промышленности. На Российских просторах применяется в первую очередь иностранными компаниями, которые имеют стандарты работы во всем мире, в том числе и на нашей территории.
Смысл данной технологии заключается в следующем. Ваш поставщик имеет доступ к вашей информационной системе по своим товарам. У него есть возможность опираться на реальное поведение товаров. Он видит реальную стабильность товаров, без искажений и ошибок планирования. Опираясь на эти данные, он строит более качественный прогноз и нормирует у себя запасы исходя из данного прогноза.
Интеграция программного обеспечения
Сюда относятся все автоматизированные технологии, облегчающие обмен данными между контрагентами. Самый распространенный подход, когда фокусная компания разрабатывает программный продукт для облегчения коммуникаций. Сюда относятся следующие инструменты:
— штриховое кодирование или RFID – метки
— интерфейс для обмена документами
— доступ в IT – систему клиента или поставщика.
В настоящий момент у нас данные технологии пока не получили большого распространения по нескольким причинам. Основная причина – для обеспечения высокого уровня интеграции требуется высокий уровень доверия и открытости информации между контрагентами. Но именно за этими инструментами, будущее в логистике и Управлении Цепями Поставок.
Стабилизация спроса
Чем стабильнее спрос, тем проще его прогнозировать.
При планировании продаж крайне негативное влияние оказывают различные маркетинговые акции. Речь ни в коем случае не идет о том, что вообще стоит отказаться от маркетинга. Маркетинг – двигатель торговли. Но разрабатывая акции, стоит делать особый акцент на то, чтобы логистика была к ним готова.
К инструментам стабилизации спроса относится, в том числе, ассортиментная политика. При изобилии взаимозаменяемых товаров нестабильность спроса каждой отдельно взятой позиции растет. Поэтому, если ассортимент постоянно расширять, это неизбежно приведет к росту запасов.
Пример провоцирования нестабильности спроса – это кейс, который взят за основу цикла статей. То есть разные ценовые предложения в зависимости от объема партии. Чем реже вы закупаете и чем больше партия, тем не стабильнее спрос у поставщика. Тем хуже прогноз у поставщика, тем сложнее планировать производства, тем выше вероятность дефицита. А коль проявляется дефицит, то Вам уже сложнее планировать запас у себя.
Результат – производители раздувают запасы у себя. А это в свою очередь приводит к увеличению затрат на логистику, и соответственно на себестоимость товара.
Печальная история получилась, но факт остается фактом, при разработке маркетинговых и коммерческих политик, их необходимо координировать с логистическими и производственными возможностями и ограничениями.
И один из многих пунктом координации – это стабилизация спроса.
Ольга Грязнова
Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM
Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Популярные страницы