Чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок? (Часть 6)
Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?
Часть 6
Продолжаем тему Управления Цепями Поставок (УЦП) в разрезе фармацевтического бизнеса.
Итак, кейс:
Компания поставщик (производитель) делает предложение клиентам на льготных условиях размер партии, покрывающий 3-х месячный спрос.
В предыдущих публикациях мы рассмотрели составляющие прогноза и планирования поставок при классическом подходе с невысокой степенью интеграции участников цепей поставок. При более тесном сотрудничестве дистрибьюторов и аптек многие из ранее перечисленных проблем в планировании запасов и закупок нивелируются.
Одним из способов взаимной интеграции участников цепей поставок является технология «Управления запасами поставщиком» (Vendor Managed Inventory – VMI). В данной технологии ответственность за уровень запаса, неликвиды, дефицит, оборачиваемость и прочие критерии, ложится на плечи поставщика.
Вместо того, чтобы оформлять заказы, потребитель просто обменивается информацией с поставщиком. Чаще всего система выглядит следующим образом: аптека с определенной периодичностью выгружает данные о своем спроса в электронном виде и передает их поставщику. Он в свою очередь, на основе автоматизированных инструментов определяет размер поставки для аптеки.
Эта информация касается фактического спроса или продаж продукции, имеющихся у поставщика на конкретный момент (на момент контроля), а также деталей любой маркетинговой активности.
На основе этой информации поставщик берет на себя ответственность за пополнение запасов клиентов. Здесь соглашения строятся на тесном сотрудничестве между дистрибьютором и аптекой. Потребителям в данном случае выгодно значительно снизить уровень запасов, в то время как риск дефицита также снижается.
Чаще всего такая система действует на основе консигнации, то есть аптека оплачивает товар только после его продажи своему клиенту.
VMI (vendor managed inventories) в этом смысле уже получило признание и начало использоваться во многих отраслях. То, что сначала рассматривалось лишь как эксперимент, уже становится предпочтительным способом ведения бизнеса. И в России получает все больший интерес к развитию. Среди фармацевтических компаний все чаще и чаще встречаются инициативы по развитию данных технологий.
VMI — это принципы и средства оптимизации сбытовой цепи, благодаря которым любой оптовый поставщик берет ответственность за поддержание уровней товарных запасов своих клиентов.
При традиционной системе закупки товара, когда клиент испытывает потребность в товаре, он размещает заказ у поставщика. Дистрибьютор в этом случае осуществляет полный контроль над моментами и размером размещаемого заказа, а также за размером хранимого запаса.
В отличие от этого, в бизнес-модели VMI поставщик получает электронные данные, которые отражают объемы продаж клиента и его уровни запасов. Производитель может видеть всю картину по остаткам по каждой ассортиментной позиции, а также реальную картину о спросе конечных потребителей. Поставщик несет ответственность за планирование и выполнение планов по уровням запасов. И в данном случае именно поставщик осуществляет расчет необходимых заказов для поставки клиенту.
При этом юридически клиент и поставщик могут иметь независимые статусы.
Итак, преимущества VMI.
Выгода, которую получают и клиенты и поставщики:
1. благодаря прямой связи компьютеров дистрибьютора и аптеки, исключается влияние субъективного фактора по отражению данных. Повышается скорость обмена точной информацией и расчетов заказа. Выгода в сокращении времени подготовки и повышении надежности доставки по срокам и по количеству.
2. обе стороны заинтересованы в большем уровне обслуживания конечных клиентов. Имея необходимый запас там, когда это необходимо для конечного потребителя, выигрывают обе стороны.
3. формируются отношения реального сотрудничества между дистрибьютором и аптекой.
Выгода клиентов — аптек:
— сокращение дефицитов и запасов
— улучшается надежность поставки от дистрибьюторов, так как он более сфокусирован на решении этой проблемы.
— затраты на управление запасами и затраты по закупке сокращаются, поскольку ответственность несет производитель, т.к. управление запасами производится на основе компьютерных технологий производителя.
Выгода дистрибьютора:
— увеличение объемов продаж
— защита от конкуренции
— доступность информации о продажах аптек делает прогнозирование спроса более простым и точным. С помощью VMI дистрибьютор может видеть потенциальную потребность аптеки еще до того как заказ сделан.
— планы промоакций можно более просто привести в соответствие с нормами запасов в аптеке
— сокращение ошибок у аптек при размещении некорректных заказов и сокращение возвратов товаров.
— стабилизация моментов заказов – заказы начинают размещаться на регулярной плановой основе.
Далее рассмотрим какие сложности возникают при применении данной технологии и как корректно внедрять такой подход у себя.
Ольга Грязнова
Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM
Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Популярные страницы