Чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок? (Часть 7)

Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?

 Часть 7

 Продолжаем тему Управления Цепями Поставок (УЦП) в разрезе фармацевтического бизнеса.
Итак, кейс:
Компания поставщик (производитель) делает предложение клиентам на льготных условиях размер партии, покрывающий 3-х месячный спрос. 

Внедрение VMI.
Перед тем, как приступить к внедрению технологий VMI, необходимо чтобы дистрибьютор и аптека осознавали взаимную выгоду от применения данной технологии. Точнее, только при таком понимании и возможна полноценная система VMI.

Этап 1.

Поддержка и инициатива руководства (верхи хотят). Внедрение VMI должно присутствовать на уровне стратегии развития компании. Будут подвергаться изменениям технологии, бизнес-процессы, распределение ответственности между сотрудниками, а это возможно только при поддержке руководства и вовлеченность в данные изменения. Должны быть прописаны укрупнено этапы реализации проекта.

Этап 2.

Донесение до работников преимуществ такого подхода и действующий в технологии инструментарий, а также цели данной технологии. Сотрудники компании также должны обеспечивать поддержку при реализации концепции VMI. Для этого до сотрудников необходимо донести, что VMI не отбирает у них работу, а высвобождает часть их рабочего времени для повышения производительности в других областях.

Этап 3.
Синхронизация файловой информации. Информация о товарах (карточка товара) должна быть полной и идентичной между контрагентами. При любом изменении каталога товаров, поставщик должен информировать об этом своих VMI- партнеров. Задача трудоемкая. Но если на начальном уровне добьетесь высокой степени синхронизации, то дальнейшие доработки будут минимальны.

Этап 4

Тестирование системы электронного обмена информацией (EDI). Если на начальном этапе не обеспечить качественный обмен данными, то при дальнейшей эксплуатации системы, будут допускаться серьезные ошибки. Поставщик и аптека (или сеть) должны тесно работать совместно для проверки того, что данные правильно пересылаются и получаются.

Этап 5

Принятие технологий и систем управления запасами. Получатель товаров должен понимать логику технологий, применяемых при нормировании запасов и согласиться с ними. Кроме этого, необходимо согласовать такие основные показатели, как оборачиваемость и уровень сервиса. Обе стороны должны согласовать технологии пополнения запасов (ежедневно, дважды в неделю или с динамическим пополнение, то есть не фиксированным периодом).

Этап 6

Нормирование запасов для аптек происходит на основании спроса в точках продаж. Для этого история продаж по всему ассортименту передается поставщику в необходимом формате в электронном виде. Если речь идет о пополнении конкретной аптеки сети без распределительного склада собственной сети, то исходными данными являются продажи конкретной позиции. Если в сети присутствует склад, то для планирования запасов на склад берутся совокупные продажи в аптеках по всей сети (не отгрузка со склада в аптеки).

 Этап 7

Необходимо договориться о системе оплаты и взаимных рисках. Поскольку ответственность за уровень запаса в аптеке несет поставщик, то и риски перекладываются на него. Например, если возникли неликвиды, то эта зона ответственности поставщика. В западных странах принят следующий подход, неликвиды возвращаются поставщику. В Российской действительности чаще применяется принцип разделения рисков 50/50. То есть 50% неликвидов останутся у аптеки. Что касается системы оплаты, то здесь чаще всего применяется консигнация. То есть оплата поставщику производится по факту продажи клиенту.

 VMI в действии

— Регистрация продажи в аптеки в учетной информационной системе (проще всего через штрих – код).
— Ежедневно точка продаж отправляет данные по стандартному формату поставщику. Данные отражают динамику продаж с момента предыдущего обмена данными.
— Поставщик получает эти данные и пересчитывает нормативы запасов по каждой номенклатурной позиции. В случае, если достигнута точка заказа, поставщик генерирует заказ на пополнение запаса в аптеку или сеть.
— Аптека или сеть высылает подтверждение на данный заказа на закупку по действующему стандарту.  
— Поставщик комплектует заказ и осуществляет отправку извещения об отгрузке (электронную товарно-транспортную накладную) по согласованному формату. Это информирует клиента о том, что конкретно будет отгружено, о сроках отгрузки. Клиент, в свою очередь, может планировать свои работы по приемки груза на складе или в аптеки.
— После приемки товара, получатель груза высылает извещение о приемке груза (электронную приходную накладную), в котором указывает, что именно было получено. Поставщик в свою очередь может проконтролировать качество своего логистического сервиса.
— Извещение об оплате высылается посредством стандарта электронного счета на оплату и электронной копии платежного поручения.

В следующей публикации обсудим сложности внедрения данной технологии.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.