Cклад и его взаимодействие с другими подразделениями компании. Часть 2.
Еще один аспект управления цепями поставок — склад и его взаимодействие с другими подразделениями компании.
Взаимодействие с отделом закупок.
Первым этапом для выявления потенциала склада должна быть плотная работа с отделом закупок. Необходимо добиться от отдела закупок информации по планам работы с запасами.
Определение уровня среднего и минимального запаса необходимо для того, чтобы выявить фактическую потребность в складских мощностях и грамотного выделения зон хранения на складе. Часто проблемы поиска товара на складе заключаются в том, что товар может находиться в разных участках зоны хранения. Хорошо, если на складе успешно функционирует адресная система хранения, прошитая в информационную систему. Но без автоматизации этой технологии должного эффекта добиться практически невозможно
Равномерность поступления на склад товарно-материальных ценностей в определенный период. В данном случае целесообразно учитывать коэффициент неравномерности поступления грузов. Чем выше этот коэффициент, тем больше потребная мощность склада. Минимизация неравномерности поступления – это задача и функции отдела закупок
Где, Инеравн – издержки в связи с неравномерностью работ
Т – продолжительность смены
с – уровень оплаты труда нормативный (руб./тонна)
с1— уровень оплаты труда при переработках (руб./тонна)
s – норма выработки (тонн/час)
r – реальная производительность (тонн/час)
Решение вопроса о неликвидах всегда является болезненным, если нет в данном вопросе политики.
Структуру проблем из-за содержания запасов можно представить следующим образом:
- Затраты на хранение;
- Стоимость замороженных денежных средств;
- Нерациональное использование площади склада, при ее дефиците.
Инициатором борьбы с неликвидами должен выступать отдел закупок. Но если он ничего не предпринимает, то менеджер склада может (а иногда, просто обязан) представить руководству компании информацию о том, какова сумма замороженных в неликвидных товарах денежных средств. После того, как будет выявлена эта сумма, ни один руководитель не останется в стороне от проблемы с неликвидами.
Определение суммы замороженных в неликвидных товарах денежных средств:
Где, ∑З – совокупные затраты на поддержание хранения товаров;
С – стоимость неликвидов в закупочных ценах;
I – Стоимость хранения за определенный период;
k – процент замороженных средства (альтернативное использование денежных средств, ставка кредита);
m – количество периодов хранения товаров на складе.
Унификация и стандартизация товароносителей.
Еще один немаловажный фактор работы склада – это увеличение скорости приемки товаров, сокращение времени на эти операции, увеличение пропускной способности разгрузочного фронта, уменьшение времени простоя автотранспорта под разгрузкой. Для решения этой задачи необходимо проанализировать:
- В какие временные диапазоны прибывает транспорт;
- На каких товароносителях (паллетирован ли груз или нет);
- Каков средний размер партий;
- Сколько времени необходимо для приемки поступающих партий.
С точки зрения затрат для склада, конечно, самым оптимальным вариантом поступления товаров будет полностью паллетированые поставки. Но здесь необходимо обеспечить минимум совокупных издержек по транспортировке и грузопереработке. То есть добиться минимума удельных затрат на единицу продукции. А это уже задача отдела логистики или закупок, поскольку именно эти подразделения обладают достаточной полнотой информации для принятия решений. Склад, в свою очередь, должен обеспечить данными о затратах, которые несет компания по приемке товаров на различных товароносителях (поддон или короба).
К этим расходам можно отнести:
- Стоимость труда: грузчиков, карщиков, приемщиков.
- Использование грузоподъемной техники.
- Стоимость упаковочных материалов (в случае комплектации грузовой единицы самостоятельно на складе).
Еще раз подчеркнем: применение паллетированных партий при поставках от поставщиков не всегда, к сожалению, является оптимальным. Чем больше расстояние от поставщика до склада компании, тем выше целесообразность использования подвижного состава (грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, контейнеров) максимального по грузоподъемности. Решение о целесообразности выбора того или иного варианта – это задача общая: склада и отдела закупок.
Ольга Грязнова
Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM
Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Популярные страницы