Фармацевтическая логистика – что это?

Вопрос:

В последнее время наша аптечная сеть, как, наверное, и большинство остальных, все сильнее стала задумываться о повышении своей конкурентоспособности. Пришли к выводу, что нам нужен свой отдел логистики. И все же сомнения остались, говорят, сейчас наоборот, все от таких услуг отказываются. Так ли уж важна логистическая составляющая в разработке стратегии торговой компании? Какие практические инструменты логистики используют наши отраслевые лидеры? И, вообще, как выстроить именно фармацевтическую логистику, минимизировав при этом наши, как розницы, вложения?

 

 Ответ:

 

Логистика в любом случае в компании присутствует, даже если нет такого отдела. Только в таком случае она плохо (или вообще) не управляемая.

Основных задач у логистики две:

  • Управлять/контролировать/минимизировать издержки;
  • Обеспечивать определенный уровень сервиса (обслуживания) внутренних и/или внешних потребителей. Для аптечной сети – это уровень возможного (допускаемого) дефицита и скорость (сроки) доставки.

 Одно из распространенных определений логистики звучит следующим образом:

 

 Логистика – это направление деятельности компании в направлении материальных и сопутствующих им потоков (денежных, информационных)

 

 Соответственно, совсем отказаться от логистики у Вас не получится.

Если говорить об отделе логистики, то тут вопрос заключается в выборе служб (видов деятельности), которые должны относиться к логистике. В классических организационных структурах к логистике, как минимум, относятся следующие виды деятельности (отделы):

  1. транспорт (собственный или управление наемным транспортом);
  2. склад (управление грузопереработкой, хранением);
  3. закупки (выбор поставщиков, развитие с ними отношений, управление запасами).

Если рассматривать логистику для компании, которая представляет сеть аптек, то и логистика  может быть представлена из выше перечисленных трех структур. Если они, конечно, присутствуют в компании. Например, склад есть не в каждой компании. Если все поставки осуществляются за счет поставщиков и их силами, то транспортная составляющая также может отсутствовать (за исключением транспорта для «внутренних» нужд).

Кроме основных видов деятельности, в соответствии с определением, можно назвать условно второстепенные задачи. Второстепенные они не из-за того, что не важны, а лишь по тому, что позволяют достичь основных.

Итак, «второстепенные» задачи:

  1. развитие информационных технологий (формирование необходимых показателей и отчетов, определение потребности в наличии информации в режиме реального времени или с определенной периодичностью, технологий пополнения запасов, и т.д.);
  2. повышение операционной эффективности (речь идет о качестве бизнес-процессов, о гибкости и скорости принятия решений при изменении внешней среды);

Без решения «второстепенных» задач нет возможности достичь той самой конкурентоспособности, о которой особенно в настоящее время задумываются многие компании.

Но отдел логистики – это еще не все.Здесь возникает еще ряд вопросов.
Один из них, упомянутый в самом вопросе: логистическая стратегия.

 Логистическая стратегия – это составляющая общей стратегии развития компании, а не отдельное направление. Учитывать логистическую составляющую в стратегии стоит обязательно. Примеры ниже.

Если стратегия в компании «минимизация издержек», то со временем уровень обслуживания клиентов неизбежно упадет. Поэтому, задача логистики здесь заключается в выявлении возможности сокращения издержек без потери уровня сервиса.

Если стратегия «минимизация оборотных активов» (вложение минимального объема собственных денежных средств), то задача логистики делится на 3 составляющие:

— минимизация запасов за счет сокращения срока, на который создается запас;

— максимальная отсрочка платежей при выборе поставщиков и дальнейшей с ними работе;

— отказ от собственного транспорта и складов (переход на аутсорсинг или аренду).

Здесь стоит в обязательном порядке учитывать стоимость денег (стоимость кредита).

Ну а если стратегия «максимальный сервис», то задача логистики определить верхний предел этого сервиса. Здесь чаще всего возникает конфликт с маркетинговой (и/или коммерческой) составляющей. Маркетинг «хочет», чтобы всегда на полках аптек было высокий уровень запаса. Логистика может и должна показывать стоимость этих «желаний». И общая задача – в результате найти консенсус.

Относительно логистических инструментов на фармацевтическом рынке. На этот вопрос сложно ответь однозначно, так как инструменты зависят от масштаба компании.

Если сеть большая, то логистическими конкретными задачами могут выступать определение потребности в собственном складе, определение местонахождения склада, его мощности, определение внутри складских технологий (наличие штрихового кодирования на складе, выбор оптимального складского оборудования).

Примерно те же вопросы возникают и при разработке стратегии в транспортном направлении.

В любом случае, не зависимо от количества аптек в компании, технологии управления запасами одинаково актуальны. Под технологиями управления запасами понимаются инструменты, которые позволяют оптимизировать уровень запаса. Чаще всего происходит автоматизация процедур пополнения запаса в аптеке. Эффект от таких технологий весьма существенный. Как минимум – снижается уровень неликвидов. Как максимум – есть возможность достичь очень высоких показателей оборачиваемости запасов (коэффициент оборачиваемости).

И еще один инструмент, который крайне важен в любой компании – это пересмотр бизнес-процессов. Цель – повышение скорости и качества процессов; исключение неэффективных операций.

Как выстроить именно фармацевтическую логистику, минимизировав при этом вложения?

Здесь все зависит от целей, которые Вы преследуете. Единых решений в любом случае не существует. Выбор за компанией. Иначе в чем бы проявлялись конкурентные особенности компании? Единственно, что хочется заметить, так это то, что для обеспечения опережения компании на рынке, необходимо ориентироваться не только на фармацевтический рынок. Необходимо искать интересные инструменты за пределами своего целевого рынка. Но такой подход будет несколько дороже. Поэтому, повторюсь, выбор за Вами.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.