Обучение логистике в России

Журнал: Складская логистика

 Более года назад в журнале уже публиковалась статья на эту же тему. Что же с тех пор изменилось? Многое! Во-первых, экономический кризис внес коррективы в требования к квалификации специалистов, в том числе и логистов. Во-вторых, бюджеты на развитие сотрудников в большинстве компаний сократились. В-третьих, предложения от компаний, предоставляющих услуги по обучению также изменились.

Какой уровень квалификации требуется теперь?

Год назад статья начиналась с того, что мы определяли суть логистики и ее возможности. Благодаря кризису во многих компаниях перспективы более глубокого понимания логистики, наконец оценены по достоинству (к сожалению, во многих не означает в большинстве). В тех компаниях, в которых все же ведется активная работа по оптимизации издержек (именно оптимизации, а не сокращении), там активно требуются новые инструменты. В условиях кризиса перед сотрудниками ставятся новые задачи, для решения которых им необходимы дополнительные знания.  Если учесть, что во многих компаниях также прошли сокращения персонала, то на оставшихся сотрудников ложится не только выполнение своих прежних обязанностей. Им «в нагрузку» достается также работа коллег, покинувших компанию. Все это в совокупности не оставляет времени сотрудникам просто остановиться и подумать, что же неэффективно работает, где проблемная зона. Именно поэтому как никогда сейчас актуальны новые знания и навыки.

И это касается всех уровней. Напомню, условных уровней три:

На уровне руководства компанией логистика должна быть представлена в виде следующих должностей: директор по логистике, начальник отдела (службы) логистики. Редко, но встречаются также интегральный логистический менеджмент, руководитель проекта в развитии логистики в компании. Еще реже – руководитель или собственник компании, который в первую очередь является логистом. Логисты этого уровня занимаются решением задач стратегических, развитием логистической инфраструктуры, разработка и моделирование бизнес-процессов, развитием информационной поддержки, организационной структурой компании и прочими вопросами, связанными с повышением эффективности бизнеса. Здесь не обойтись без уровня знаний и квалификации, которые дают высшее образование и курсы MBA.

На уровне руководителей структурных логистических подразделений присутствует средний управленческий персонал. В данном случае квалификация персонала должна быть на уровне высшего образования, желательно, оконченного, логистического со знанием математических моделей и системного анализа. Ну и, разумеется, руководитель должен обладать знаниями в области своей специализации (транспорт, склад, таможня, и т.д.). Этот уровень знаний обеспечивает высшее образование.

Низший линейный персонал в логистике, это – сотрудники исполнители. Здесь требуется в первую очередь узкая специализация в своей области. А знания, выходящие за рамки специализации, можно получать в виде семинаров и курсов повышения квалификации.

Бюджеты на развитие сотрудников.                                                                 

В результате тотального сокращения издержек в компаниях заморожено обучение совсем или сильно урезаны программы развития. Компаний, которые не сократили бюджеты на обучение логистике, или их увеличили (одну такую компанию знаю) можно пересчитать по пальцам.То есть в самый критический момент для бизнеса, «мы» сами перекрываем кислород для получения новых знаний, 

которые в состоянии качественно изменить работу компании. Вот такой парадокс получается. 

Можно, конечно, переходить на самообразование сотрудников. Но вот беда, при новой занятости, времени у них на это нет. Если только в рабочем графике не предусмотрено время на изучение умных книг и периодических изданий.

 Предложения обучающих компаний.

Компании, которые предлагают обучающие программы, серьезно переработали свои программы в соответствии с экономической ситуацией. Основное отличие новых программ заключается в том, что они предлагают в первую очередь те инструменты, которые в состоянии дать быстрый результат. Кроме этого, наша компания (Logist-ICS), например, предлагает программы комплексного развития сотрудников компании с глубоким погружением в проблемы заказчика. Разрабатывая при этом программу развития сотрудников в соответствии с существующими проблемами. Кроме этого, мы предлагаем услугу обучения внутренних тренеров.

Высшее образование в области логистики.

Что касается высшего образования, то интерес к логистике, как в получаемой специальности, неуклонно растет. И это позитивная тенденция. И к еще большей радости, стоит отметить тот факт, что дипломированных логистов  не будет в том объеме, что и экономистов, бухгалтеров и юристов. То есть перенасыщение рынка в ближайшее время не случится.

Но при всем при этом получить образование в области логистики не так уж и просто.
Причин несколько:
         1. Количество и география вузов, предлагающих высшее образование. В России не так много вузов, предлагающих высшее образование в области логистики. Ниже, в таблицах 1, 2 и 3 приведен список вузов в зависимости от географии, которые предлагают различные форматы образования в области [1]. Но при этом прослеживается и положительная тенденция – количество ВУЗов, предлагающих данную специальность, увеличивается.  В таблице 4 приведены данные о стоимости обучения логистики в различных форматах в России.

          2. Качество образования в целом. Здесь кроется несколько проблем. Во-первых – качество преподавательского состава. Аккредитация специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» именно потому и сложна, что мало специалистов в этой области. К сожалению, для массового обучения еще не хватает квалифицированных преподавателей. Да, кандидатов наук и тем более докторов в России по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» логистика, еще меньше.  Ниже приведена цитата из образовательного стандарта. А защищать степень логист может именно по этой специальности.

Но есть и еще одна проблема в образовании, которая больше относится к уровню образования в целом. Нам в ВУЗах практически не объясняют, зачем нам понадобятся те или иные дисциплины. В первую очередь это касается таких предметов как: статистика, теория вероятности, культурология, социология, психология и т.д. Нет связи между общеобразовательными предметами и профессиональными дисциплинами. То есть слаба дидактическая[2] часть подачи материала. Если студенты, пришедшие осознано в ВУЗ, сами компенсируют дидактическую часть (чаще студенты очно-заочного формата), то дети после школы, вступив еще не до конца во взрослую жизнь, чаще упускают важность различных предметов.

И еще одна проблема, вытекающая из предыдущей. Очень часто можно услышать отзывы о некоторых технологиях в области логистики следующее: «Это – ваша теория…. на практике работать не будет». Это касается в первую очередь математических моделей. На самом деле в логистике крайне мало чистой теории. Логистику как науку можно условно назвать «псевдо наука», так как почти все инструменты из практики были перенесены в научные издания. Многие из тех самых «теоретических» инструментов закладываются в программные продукты, и мы не зная того, ими просто пользуемся.

 Таблица 1 – Учебные заведения, где можно получить высшее образование по специальности «Логистика и управление цепями поставок» или другой формат образования в области логистики. Город Москва.

Таблица 2 – Учебные заведения, где можно получить высшее образование по специальности «Логистика и управление цепями поставок» или другой формат образования в области логистики. Город Санкт-Петербург.

 Таблица 3 – Учебные заведения, где можно получить высшее образование по специальности «Логистика и управление цепями поставок» или другой формат образования в области логистики. Россия, за исключением городов Москва и Санкт-Петербург.

Таблица 4 – Ориентировочная стоимость обучения, в зависимость от формы[3].

Дополнительное образование

С другой стороны, и без высшего образования в логистике можно соответствовать этим требованиям, занимаясь саморазвитием и самообразованием. И здесь на помощь приходят как раз различные форматы курсов, семинаров и конференций. Курсы и семинары, кроме основных инструментов, дают еще и направление саморазвития в тех областях, в которых не хватает знаний и опыта. Тем более в быстро меняющихся и развивающихся сферах деятельности. Кроме того, курсы и семинары позволяют структурировать уже имеющейся опыт, и получить новую информацию о развитии технологий в области управления и логистики. Даже если высшее образование или курсы MBA уже есть, все равно стоит периодически посещать краткосрочные курсы или семинары. Дело в том, что тренеры нацелены изначально на исследование современных технологий, поэтому гораздо быстрее впитывают новшества и делятся ими со слушателями. А самим логистам в связи с основным местом работы изучать и собирать современные технологии гораздо сложнее.

В обучении логистике на краткосрочных курсах так же есть положительные и отрицательные моменты. Так, среди положительных характеристик, можно назвать следующие:
Подача практических инструментов. Лаконично предлагаются варианты решений проблем;

  1. Чаще всего тренеры – практики. И лучше выбирать тренеров, учитывая эту составляющую.
  2. Быстрая адаптация информации в связи с изменением внешней среды. Планы семинаров и их наполняемость адаптируются под требования клиентов.
  3. Основа – дидактическая составляющая. Тренер не сможет быть популярен и эффективно существовать на рынке обучения, если не будет обеспечивать полезность выдаваемой информации.
  4. Тренеры осваивают и смежные области, связанные с их основной деятельностью. Я имею в виду — психологию. Тренер обязан обладать базовыми знаниями в данной области и уметь их применять. У преподавателей такой задачи не стоит, хотя в педагогическом образовании это обязательное условие, на практике крайне редко применяемое.

Рынок диктует более качественную логистику, это требует от логистов больше знаний, а соответственно растут и требования к качественному образованию. Это в первую очередь прослеживается в городах — миллионниках, а остальные подтягиваются. Причем, из своей практики, могу заметить, что в последние время аудитория слушателей сильно изменилась. На обучение слушатели приходят с большей внутренней мотивацией, чем это было год назад.

Информация, представленная в таблицах 1, 2 и 3 была получена с сайтов образовательных учреждений, в них представленных. Если данные оказались не корректны или представлены не все ВУЗы или другие учебные заведения, причина одна – отсутствие корректной информации в открытых источниках.

[2] Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. Методы обучения рассматриваются в Д. как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая ведёт к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения, развитию способностей.

[3] Незаполненные поля означают либо отсутствие данных, либо бюджетную основу обучения.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.