Ах, Упаковка, Упаковка, Упаковка. Или – все ли затраты мы учитываем

Конъюктура товарных рынков. Маркетинг&Логистика 02/07

Грязнова О. С.  — Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM. Имеет 11 летний опыт в консалтинге и 19-и летний опыт в логистике, закупках и SCM.

  Можно много писать и говорить о том, какое место занимает упаковка в логистике и маркетинге, какими свойствами и функциями должна обладать упаковка. Можно теоретизировать понятие упаковки и упаковочного хозяйства. Пытаться «красиво» и витиевато объяснить значимость упаковки в общем процессе. Автор в данной публикации     приводит ряд положительных и отрицательных примеров компаний при разработки и применении различных видов упаковки и тарного хозяйств, учитывая то, какие задачи при этом ставятся (или не ставятся) перед упаковкой; подумать, все ли аспекты учитываются при применении той или иной упаковки. Довольно часто компании просто не учитывают логистическую составляющую, применяя ту или иную тару и упаковку. В других случаях вопросы: «сколько стоит тарное хозяйство сейчас?» и «сколько это будет стоить в дальнейшем?» не только задаются, но и непосредственно решаются, демонстрируя положительные примеры.

 Пример 1 – Сколько товара в упаковке?

Этот промер отражает динамику в унификации грузовой единицы ряда компаний. Особенно нагляден этот процесс в компаниях, которые производят продукцию, используя разную фасовку (в частности, бытовая химия, средства личной гигиены, напитки). Промежуточная грузовая единица представлена либо коробкой, либо кейсом. При разработки такой грузовой единицы часто можно встретить следующую ситуацию. Независимо от емкости одной пачки, флакона или бутылки, объем кейса (грузовой единицы) не отличается. Такой подход облегчает учет и продвижение товара по цепи поставок. При этом и объемные характеристики кейса тоже сохраняются.

 Пример 2 — Сколько передавать?

На производственном предприятии на различных этапах производственного процесса используется разная тара и упаковка. Так, при передаче партий незавершенного производства с одного участка на другой отсутствует универсальная тара. Вся тара, сложившаяся исторически, имеет разный объем, представляя собой металлические ящики, отличающиеся по высоте, длине и глубине. Каждый металлический ящик наполняется производственным сотрудником на свое усмотрение, то есть отсутствует стандартная «Грузовая единица». Каждый ящик снабжается биркой, в которой указывается, что лежит в таре, в каком объеме, кто произвел и скомплектовал данный ящик. На складе незавершенного производства приемка поступающих партий осуществляется на основе «доверия». При обнаружении недостачи складской персонал компенсирует ее за счет производства. Просто идет в цех и «берет» столько, сколько надо, что бы факт соответствовал складскому учету.  Передача скомплектованных ящиков с участка на склад незавершенного производства происходит так же по инициативе производственного подразделения или когда есть под рукой погрузчик. То есть когда «удобно» непосредственному исполнителю, а не в тот момент, когда этого требует следующий производственный участок. 

            Что мы имеем в результате (рисунок 1):

  • Нет информации о фактическом объеме запаса на незавершенном производстве;
  • Отсутствую достоверные данные о фактическом объеме производства;
  • Объем передаточной производственной партии не имеет нормы или стандарта. Обычно размер такой партии кратен «Грузовой единице». В нашем случае отсутствует сама стандартная «грузовая единица»;
  • Отгрузка со склада незавершенного производства усложняется.

Рисунок 1 – Отсутствие стандартной грузовой единица на производстве

В данном случае проблема не столько в таре, сколько вообще в планировании производства. А тарное хозяйство лишь один из инструментов, благодаря которому есть возможность повысить эффективность работ. Рассчитав оптимальный размер передаточной партии с учетом маршрутизации потоков в рамках предприятия, производственная система будет функционировать более слаженно и четко. В настоящее же время на данном предприятии в связи с проблемами с тарой, информационная система управления и планирования производства (MRP-система) работает сама по себе, а производство функционирует отдельно. Связано это с тем, что MRP-система предполагает четко описанного и стандартизированного процесса, что в данном случае не выполняется. То есть работа по описанию процессов выполнялась формально и не учитывала реальность протекания производственного процесса, или не учитывала факта неопределенности.

Для повышения эффективности тарного хозяйства необходимо проанализировать движение тары в рамках предприятия и выявить, сколько времени, и соответственно денег, компания теряет в связи с тем, что сырье, комплектующие и компоненты готовых изделий перемещаются хаотично.

Может показаться, что этот пример является чем-то редким и не отражающим общую картину на Российском производстве. Но, к сожалению, это не так. Особенно часто такая картина встречается на крупных предприятиях, со сложившейся корпоративной культурой, и длительным временем существования на рынке, то есть предприятия с советским наследием в корпоративной культуре.

Пример 3 — Есть много «лимонов» — сделай «лимонад».

Третий случай – как раз отражает, как производственное предприятие не только справилось с проблемой, но и обернуло ее в свою пользу. Несколько лет назад у одного из ведущих Российских производителей в своем рыночном сегменте возникла проблема с недостачами. От некоторых клиентов стали поступать претензии в связи с тем, что в упаковках достаточно дорогостоящего продукта, стали обнаруживаться недовложения или вместо продукта картонные прокладки. Естественной реакцией после нескольких таких случаев со стороны производителя заключалось в более настороженных отношениях с клиентами, от которых поступали такие претензии. То есть у производителя резонно возникли подозрения о честности самих клиентов. Только спустя некоторое время был найден источник проблем – воровство в рамках завода. Конечно, со стороны службы безопасности были проведены мероприятия по исключению таких случаев. Но кардинальное решение пришло с другой стороны – было принято решение пересмотра упаковки.

В соответствии с новым дизайном, предусматривалось два основных изменения в упаковке:

— прорези по диагонали коробки, которые обеспечивали просмотр всего содержимого упаковки. При этом жесткость коробки ухудшается, но исключается продвижение по цепи поставок неполной коробки;

—  каждая коробка герметически упаковывается в пленку. Эта мера перекрывает доступ к товару в коробки, с одной стороны, а с другой – возвращает потерянную жесткость упаковки.

В результате вложений в оборудование для улучшения качества упаковки, компания получила серьезные маркетингов преимущества. В результате упаковка одновременно несет в себе несколько функций: 

  • Коммуникационную, поскольку на коробке отражается вся необходимая информация по идентификации содержимого. На упаковке есть также информация о точном времени производства и комплектации продукта, и соответственно информация о конкретном исполнителе. То есть, кроме маркетинговой нагрузки, упаковка так же обеспечивает контроль.
  • Защитную – защищает товар от влияния внешней среды и от доступа в упаковку персонала, который должен отвечать за сохранность груза (а по факту, наоборот). Внешний вид упаковки в результате дольше сохраняет товарный вид;
  • Потребительскую. Именно в этой упаковке производится продажа товара конечному потребителю. Хотя возможна отгрузка товара и поштучно;
  • Локализационную – в каждой коробке конкретного товара четко определено количество, подлежащее хранению, что обеспечивает простоту продвижения товара по цепи поставок.

Компания пошла дальше в улучшении упаковки своей продукции, обеспечив защитную пленку абсолютно для всей продукции. В результате руководство компании обеспечило серьезное преимущество перед конкурентами. Качество упаковки в данном секторе важно и для конечного розничного потребителя, и для таких клиентов крупных клиентов, как торговые сети.

Пример 4. Как сократить затраты на перевозку?

Следующий пример компании-производителя продовольственных товаров, которая для пакетирования паллет использует стрейч-пленку, используя стандарты, предлагаемые поставщиком оборудования и сырья для упаковки. Стандарт есть, но фактически не выполняется. Кроме того, стандарт западной компании видимо не учитывает «специфики» Российских дорог и дальности перевозок.

Компания, формируя вагоны с партиями товаров для клиентов некоторое время назад, загружала вагоны целыми грузовыми единицами, то есть стандартными паллетами. От клиентов стало приходить большое количество жалоб по поводу большого количества поврежденной упаковки. Такой товар пускать в дальнейшую реализацию просто невозможно. Что бы исключить эти претензии, было принято решение о том, чтобы загружать вагоны не стандартными поддонами, а кейсами (единичные товары, упакованные в пленку). Можно себе представить, сколько времени надо для загрузки вагона мелкими кейсами используя ручной труд! А как при этом увеличиваются затраты на загрузку одного вагона? Но при этом в вагон помещается гораздо больше продукции – это бесспорно. Но проведенные расчеты показали, что удельные затраты на один кейс готовой продукции выросли на 7%.

Ситуация до изменений, когда нарушался стандарт пакетирования:

  • стрейч-пленка не захватывала деревянный евро-поддон в полной мере. Это приводило к тому, что отсутствовала сцепка товара и поддона.
  • Количество пленки для упаковки паллеты использовалось меньше, чем это предусматривалось стандартом.
  • Высота упакованной паллеты соответствовал стандарту, но при низком качестве паллетирования, груз на паллете был не устойчив.

Нашей компанией был предложен другой вариант — усилить и укрепить пакетирование:

1.Добавить ребра жесткости – плотные картонные уголки, которые не позволяют товару на паллете «гулять».

2.Применять упаковочные пластиковые ленты – обеспечивающие сцепку паллеты и груза. Здесь надо учитывать свойства упаковки в кейсах, так как при большом натяжении можно легко повредить упаковку.

3.В качестве ребер жесткости можно использовать листы гофрокартона размером 1,2*0,8 м. Заламывая листы можно обеспечить не только ребра жесткости, но и исключить возможные движения товаров в ряду на паллете, так как использование только стрейч-пленки не обеспечивает полного смыкания тары. Особенно это проявляется  при транспортировки на дальние расстояния.

4.Для обеспечения целостности товара в процессе транспортировки, используя  железнодорожные вагоны или контейнеры, стоит так же применять амортизирующие материалы: одноразовые бумажные подушки бумагу, картон, стружку, вату, пенопласт и ряд других материалов.

Прежде чем принимать решение об инвестициях в тарное хозяйство, необходимо учесть ряд затрат, которые существенно повлияют на ситуацию (Таблица 1). Выбрать необходимо тот вариант, который обеспечит минимум совокупных издержек.

Таблица 1  — Структура затрат на тарное хозяйство

Пример 5 – А нужна ли оборотная тара?

Основные клиенты компании – производственные предприятия. Так же, небольшая, но обязательная доля продаж – дистрибуция. Для дистрибуции готовая продукция упаковывается в индивидуальную упаковку.

 Для нескольких клиентов из производственного сектора продукция упаковывается в тару клиента – большие металлические ящики (0,8*1,2*0,6 м) на ножках. Такая тара позволяет хранить и транспортировать грузы штабелями, что весьма удобно. При этом обеспечивается максимальная загрузка транспортного средства. Продукция не требует упаковки. Товары укладываются в ящики, и перекладываются толстой бумагой.

Но сами ящики весьма тяжелые, (около 150 кг) при легком грузе. А значит, транспортное средство используется не столько для перевозки груза, сколько для перевозки тары. Около 35% грузоподъемности транспорта занимает тара  (7 тонн из 20 грузоподъемности автомобиля). При этом, поскольку тара оборотная, то транспортные затраты ложатся и на доставку тары к поставщику (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Оборот тары 

В данном случае, стоит проанализировать все затраты, связанные с перемещением оборотной тары, поэтапно рассмотрев процесс (Рисунок 3). А далее выявить альтернативы этому виду тары с целью исключения тех затрат, которые не добавляют ценности готовому продукту, то есть неэффективных затрат.

Вместо PS – Кажется, что вопрос упаковки товаров в транспортную тару является весьма естественным и решается в компаниях весьма эффективно. Но, к сожалению это не так. Тара и упаковка зачастую складывается исторически и носит в первую очередь маркетинговую функцию, а логистическая функция не учитывается. Может и Вы взглянете на этот вопрос с другой стороны, учитывая затраты, которые сопровождает тарное хозяйство повсеместно.

Рисунок 3 – Процесс оборота тары.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.