Работа по улучшению взаимодействия между участниками цепи поставок
Логистика и Управление цепями поставок в фармацевтическом бизнесе.
Продолжая тему «Управления Цепями поставок», рассмотрим следующий аспект реализации стратегии в данном направлении:
- Развитие технологий Управления Цепями Поставок. Ведется работа по улучшению взаимодействия между участниками цепи поставок
Работа по улучшению взаимодействия между участниками цепи поставок должна вестись в различных направлениях. Это и совместное управление запасами или управление запасами поставщиком, это и работы по улучшению/автоматизации документооборота, это и условия поставок, и условия оплаты, и возможность иметь доступ к запасам контрагентов, применение RFID-технологии.
Примером технологий взаимодействия между участниками цепи поставок можно предоставить возможность возвратов поставщиками и многое другое.
В любом случае, существенная интеграция участников цепи поставок в настоящий момент не может обойтись без информационных технологий.
Управление бизнесом на основе концепции SCM позволяет:
- за счет более тесного сотрудничества с клиентами, а также совместного планирования и прогнозирования спроса (в эти процессы могут быть одновременно вовлечены производитель, дистрибьютор и розничная сеть), повысить стабильность спроса и увеличить количество продаж;
- за счет более точной информации и возможности осуществления быстрых поставок снизить количество страховых запасов;
- совместное планирование и оперативное управление в виде непрерывного мониторинга всей ЦП позволяет своевременно определять отклонения и нарушения в функционировании цепи поставок.
А все вышесказанное, в конечном счете, приводит к уменьшению накладных и трансакционных издержек и, как результат, росту прибыли всех участников ЦП.
Данная Концепция предполагает договорные партнерские отношения между участниками, которые носят взаимовыгодный характер и учитывают позиции и мнения каждого члена ЦП. Такая постановка отношений, как правило, сводит к минимуму взаимное недоверие и имеет место долгосрочное сотрудничество, которое приводит к росту стабильности деятельности не только всей ЦП в целом, но и каждого отдельного участника в частности.
К основным недостаткам относят: опасность одностороннего использования кооперации, увеличение зависимости от партеров по бизнесу, увеличение расходов на IT, более длительные сроки принятия решений из-за необходимости их коллегиального согласования с другими участниками, риск утраты ноу-хау и конкурентных позиций.
Причины возникновения рисков, связанных с взаимным недоверием участников и различием в преследуемых целях, вызваны тем, что еще вчера эти организации осуществляли свою деятельность исходя из различных принципов корпоративного управления и различных целей и задач. Поэтому данный этап является чрезвычайно важным при вхождении компании в систему SCM. Предприятия, становясь участниками ЦП, выбирают кооперационную стратегию ведения бизнеса. Они формулируют общие цели сотрудничества, выбирают соответствующую форму организации кооперационных отношений и тщательно анализируют возможности и риски, дабы пресечь наступления последних.
По данным крупнейших аналитических компаний (AMR Research, Forrester Research), благодаря SCM компании получают следующие конкурентные преимущества:
- увеличение прибыли от 5% до 15%;
- уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20% до 40%;
- сокращение времени выхода на рынок от 15% до 30%;
- сокращение закупочных издержек от 5% до 15%;
- уменьшение складских запасов от 20% до 40%;
- сокращение производственных затрат от 5% до 15%.
Например, в 2011 году фармацевтический государственный дистрибьютор Казахстана при обеспечении лекарственными средствами лечебные учреждения, благодаря взаимодействию между участниками цепи поставок смогли понизить отпускные цены на 5%. В данном случае, у компании в миссии нет пункта получение прибыли. В миссии 2 основных пункта: это развитие Казахских производителей лекарственных средств и высокое качество обеспечения лекарственными средствами лечебные учреждения. Но об этой компании посвятим отдельную публикацию в ближайшее время.
Кроме интеграции участников цепей поставок необходимо отдельное внимание уделять безопасности.
В основе международных требований к системе менеджмента безопасности лежит риск-ориентированный подход. Система должна:
- идентифицировать процессы;
- определить последовательность их взаимодействия;
- определить критерии и методы для эффективного функционирования и оперативного контроля данных;
- обеспечить наличие ресурсов, включая информацию, для устойчивого функционирования;
- проводить мониторинг, измерение и анализ процессов цепи поставок в целях обеспечения безопасности.
Одним из нормативных документов, принятых в сфере технического регулирования, является стандарт ГОСТ Р/ТК 355/ПК6 «Общие требования к цепям поставок. Руководство по применению». Руководство предназначено для всех организаций и предприятий (независимо от вида их деятельности, объемов поставляемой продукции или предоставляемых услуг), осуществляющих транспортировку, обработку грузов и послепродажный сервис. Положения руководства поддерживают и учитывают общепризнанные в мире стратегии и концепции всеобщего менеджмента качества и управления риском. Важной особенностью, определяющей актуальность систем менеджмента безопасности, будет нацеленность на снижение потерь, особенно при транспортировке грузов и их защите от различных рисков. Систематически осуществляемые анализ и оценки направлены на выявление недостатков в процессах, происходящих в цепях поставок, и позволяют снизить общие издержки и потери.
Выработка новых стратегий по обеспечению безопасности ЦП должна рассматриваться как средство повышения устойчивости и прибыльности самого бизнеса. Важным является признание того факта, что никто не может действовать успешно в одиночку, если дело касается глобальных рисков. Результатом применения универсальной модели менеджмента безопасности цепи поставок будет создание более адекватного инструмента для противодействия современным угрозам, а это отвечает потребностям бизнеса и государства. Без безопасности нет бизнеса.
Ольга Грязнова
Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM
Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Популярные страницы