Распределительный центр
Вопрос: Наша аптечная есть занимает порядка 20% розничного фармацевтического рынка крупного областного центра. Сегодня у нас около 40 аптек, до конца года откроется еще не менее 10. Большую часть аптек открывали самостоятельно, в последние годы присоединили еще 2 небольшие сети. Работаем в формате «аптека у дома», в приоритете — качество товаров и низкие цены. Мы понимаем, что для эффективного управления ценообразованием нам нужно снижать затраты, прежде всего логистические. В нашей сети действует единый распределительный центр, откуда товар развозится по аптекам. Это повышает наши издержки, замедляет товарооборот, не позволяет оперативно реагировать на дефектуру в наших аптеках, не говоря уже об ошибках, которые время от времени случаются. Не лучше ли нам от него отказаться и пользоваться услугами поставщиков, ежедневно доставляющих товар непосредственно в аптеки (соответственно, предоставив аптекам возможность самим заказывать товар)? Насколько необходимо вообще иметь такой распределительный центр в структуре аптечной сети (что говорит мировой опыт)?
Ответ:
Сначала давайте определимся, для чего необходим Распределительный Центр (далее РЦ). Сама функция РЦ – это консолидация грузов. То есть на склад от поставщиков приходят укрупненные партии, которые далее распределяются по торговой сети. Причины активного использования РЦ – это снятие нагрузки с торговых точек по:
- работе с поставщиками,
- приемке товаров,
- ведению системы учета приходов,
- минимизации потребности в персонале,
- упрощению процедур взаимодействия с поставщиками,
- уменьшению совокупного запаса, и т.д.
Необходимость в использовании распределительного центра в сети аптек наступает в том случае, если сотрудники аптек не справляются с тем потоком приходов, который у них есть. Признаки в этом случае, как правило, следующие:
- Длительные сроки приемки товаров (проверка по количеству и качеству).
- Длительные сроки оприходования товаров. От этого страдает сервис. Не так давно в аптеке возле дома мне пообещали привести необходимый препарат к определенной дате. Когда я за ним пришла в конце рабочего дня, оказалось, что его привезли, но на приход поставить не успели.
- Большой дисбаланс между неликвидами и дефицитом. Но для того, чтобы этот признак обнаружить, их надо контролировать.
Но даже при отсутствии РЦ вполне можно выстроить работу таким образом, чтобы снять с сотрудников аптеки нагрузку по принятию решений об ассортименте и размере запаса в каждой аптеке. А вот эта задача более актуальна для аптек (на мой взгляд). Дело в том, что при росте торговой сети уменьшается оборачиваемость запасов. То есть уровень запаса растет быстрее, чем объем продаж. Наглядное отражение этого факта представлено на рисунках 1и 2.
Причины такого разрыва следующие:
Сложность планирования запаса в каждом представительстве. По всему ассортименту необходимо определить потребность в запасе в конкретной аптеке. В связи с этим — низкая точность планирования. Точность планирования и прогнозирования спроса будет выше, если рассматривать совокупный спрос по всей сети. Эту технологию проще реализовать, если есть РЦ. На складе будет храниться страховой запас, а в аптеках «текущий»
Сроки поставки. Чем больше интервал времени между возникшей потребностью и возможностью продажи (после оприходования), тем больше будет этот разрыв.
Квалификация сотрудников. Как правило, в аптеках (и не только) при принятии решений на местах, сотрудники опираются лишь на собственный опыт. А при большом ассортименте ошибиться несложно, даже если опыт работы существенный.
Если в Вашей сети поставщики местные и поставки Вам обеспечивают оперативно и есть возможность запас поддерживать на 1, 2, 3 дня работы, то проблема оборачиваемости и точности планирования снимается. И в таком случае стоит задуматься об уходе организации от системы распределения через РЦ.
А для того, чтобы уменьшить влияние «человеческого фактора» на принятие решений о пополнении запаса, стоит разработать методологию управления запасами, автоматизировать ее по возможности. А для этого понадобится штат профессионалов-логистов, которые смогут на постоянной основе ее совершенствовать.
Итак, вместо заключения предлагаю рассмотреть логистический цикл прохождения товара через систему с разбиение на этапы. Например, так:
Если выполняются следующие условия, то однозначно целесообразно отказаться от РЦ:
- Доставка продукции в аптеки осуществляется силами самих поставщиков.
- Логистический цикл при отказе от РЦ короче и составляет 1-3 дня.
- Разработана методология в управлении запасами, облегчающая труд сотрудникам аптеки.
Ольга Грязнова
Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM
Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Популярные страницы