Сезонные колебания (часть 2)

Вопрос

Среди большого разнообразия наименований товаров, реализуемых в аптеках, встречаются такие, которые обладают выраженными сезонными колебаниями продаж. Например, востребованность противопростудных препаратов возрастает в осенне-зимне-весенний период, в то время как средства для загара в основном продаются летом. Учет сезонного фактора необходим для грамотного формирования ассортимента товаров и точного прогнозирования продаж. Для некоторых видов товаров сезонные пики известны и могут быть легко учтены, но для других колебания могут оказаться не столь значительными и очевидными. Как определить этот фактор? 

 Ответ

Итак, технологии определения коэффициента сезонности:

  1. В случае, если у товара нет тенденции к росту и спаду.
  2. Если в поведении товара есть тенденция к росту или спаду.

Рассмотрим обе модели.

  1. В случае, если товар в аптеке ведет себя стабильно, нет явных скачков продаж (или провалов продаж), в таком случае можно применять технологию самую простую и доступную. Она уже была представлена в № 3 за 2007 год, но стоит ее повторить.

Применять данную технологию можно лишь в случае, когда нет тенденции в связи с тем, что средние значения являются стабильными и значимыми. Их можно сравнивать. Если тенденция в поведении товара присутствует, то средние значения по объему продаж сопоставлять между собой нельзя. В таком случае, применяем вторую технологию.

 2. Если в поведении товара есть тенденция к росту или спаду.

 В данном случае сначала необходимо исключить тенденцию, и только после этого находим коэффициент сезонности. Тенденцию можно исключить путем сглаживания (выравнивание) временного ряда.

Таблица 2 – определение коэффициента сезонности при наличии тенденции

Далее, в соответствии с технологиями прогнозирования, при построении плана продаж на месяц вперед, необходимо среднее значение по спросу умножить на коэффициент сезонности. Где то он будет повышающий, где то понижающий.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.