Выгоден ли аптеке аутсорсинг?

Вопрос:
Руководство нашей аптеки поручило мне заниматься нормированием запасов, расчетом товарооборачиваемости и т.д. При этом ассортимент у нас колоссальный, сроки выполнения задания поставлены минимальные, и вообще я не логист, а бухгалтер. Когда прошла половина отпущенного времени, мне посоветовали обратиться в аутсорсинговую компанию, которая с поставленными задачами справится куда более профессионально. Но, признаться, не вполне понятно, чем конкретно такая компания займется в аптеке и какое отношение она может иметь к нашим товарам, да и другие вопросы возникают. Как оценить эффективность их деятельности? Как проконтролировать ее? Насколько наши продажи увеличатся от их работы, есть ли такая взаимосвязь? И, наверное, главное – как просчитать, что именно сейчас надо или нет покупать услуги такой компании?

Днепропетровск

 Ответ:

Давайте рассмотрим вопросы по порядку.

  1. Чем конкретно такая компания займется в аптеке и какое отношение она может иметь к нашим товарам?

Консалтинговая компания может иметь или не иметь отношения к аптечному бизнесу.  Конечно, с точки зрения скорости внедрения технологий, она будет выше, если у консалтинговой компании есть опят работы с аптеками. Но с точки зрения качества технологий, здесь прямой зависимости нет. Все будет зависеть от уровня квалификации представителей консалтинговой компании. Кроме того, у консалтера, работавшего на фармацевтическом рынке может быть «замыленный взгляд» на технологии, он чаще будет действовать по шаблону. Но повторюсь – может быть.

С другой стороны, если Вы нанимаете компанию – новичка на фармацевтическом рынке, то недостатком могут быть увеличение времени на диагностику (то есть на изучение специфики бизнеса). Преимущество – использование технологий, которые не применяются у конкурентов. Может возникнуть некий аналог «Бенчмаркинга» (Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) — деятельность, посредством которой фирма изучает «лучшую» практику, используемую фирмами, работающими в других областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования ее собственных методов).

Далее, чем конкретно займется консалтинговая компания?

Ответ зависит:

  • От выбранной Вами компании
  • От бюджета
  • От поставленных задач.

Варианты колеблются от готового программного продукта программного продукта, разработанного специально для Вашей компании; от простых инструментов, доступных каждому фармацевту в аптеки,  до изменения организационной структуры для того, чтобы работа с запасами была эффективной. Хороший консалтер предложит Вам несколько вариантов. Иметь, большое отношение к Вашим товарам смысла нет, так как технологиям прогнозирования спроса и нормирования запасов  практически все равно, какие продукты эти технологии обрабатывают. Разница во входных параметрах (например, срок исполнения заказа, периоды, на которые создаются запасы). А они не зависят от того, какой рынок, фармацевтический или какой-либо другой. Разница в организации процесса внутри компании. Так в любом бизнесе уникальность процессов присутствует.

     2. Как оценить эффективность их деятельности? Как проконтролировать ее?

Эффективность Вы сможете оценить только после того, как внедренные инструменты заработают. Эффективность оценивается по следующим критериям в сравнении до внедрения и после:

  • Средний уровень запаса в денежном выражении
  • Стоимость этого среднего уровня запаса (то есть стоимость замороженных денег по стоимости коммерческого кредита)
  • Оборачиваемость запасов
  • Объем дефицита.

 В процессе работы консалтинговой компании у Вас на проекте оценить качество сложно. Но возможно. Оценить Вы можете только активно участвуя в проекте, четко контролируя сроки исполнения этапов. Кроме того, важно погрузиться в изучение самих технологий. Кроме того, что это заставит консалтеров более внимательно относиться к проекту, и не расслабляться, такой подход также даст возможность «накапливать опыт» в данном вопросе в  Вашей компании.

      3. Насколько наши продажи увеличатся от их работы, есть ли такая взаимосвязь?

Прямой зависимости увеличения объема продаж и качества инструмента нет. Но за счет уменьшения влияния человеческого фактора (то есть ошибок, допускаемых любым, даже очень опытным сотрудником) уменьшается количество ошибочных заказов. А, значит, объем продаж увеличится за счет сокращения упущенных продаж из-за отсутствия товара на полке.

А прямой зависимости нет, так как даже при наличии идеального инструмента, если пользователя не научили работать с ним, не подготовили к новым «порядкам», не объяснили, какие технологии внутри работают, то и результата не будет. Обычно технология не работает именно потому, что у пользователей нет доверия к новым технологиям. Они воспринимают их как угрозу и/или как темный ящик. Именно поэтому крайне важно начать заранее подготовку сотрудников к будущим изменениям.

Если привлекать сотрудников к реализации самого проекта, обучить технологиям, спрашивать их мнения, то даже относительно не совершенные технологии дадут увеличения продаж.

       4. Как просчитать, что именно сейчас надо или нет покупать услуги такой компании?

Весьма обтекаемый вопрос. Но попробую, ответь.

Это зависит от того, на сколько, обширны познания ответственного лица в технологиях нормирования запасов у Вас в компании. Если опыта нет, то, разумеется, стоит обратиться к профессионалам. Так как иначе у Вас не будет никаких изменений.

Экономически обосновать принятие решения можно с помощью показателей:

  • Коэффициент общей экономической эффективности капитальных
    вложений (Э)

 Э = П/К

      где П — годовая прибыль,
            К — капитальные вложения.

  •  Срок окупаемости (Т)

 Т= К/П

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.