Закупочная политика

Вопрос: У нашей аптеки 5 поставщиков. Все предлагают товар (зачастую один и тот же) на разных условиях: предоплата, частичная предоплата, отсрочка платежа. Соответственно и цены на один и тот же товар могут различаться. Посоветуйте, какая закупочная политика была бы оптимальна для каждой группы товара: лекарства, парафармацевтика, медицинская техника, изделия медицинского назначения и т.д. и как нам ее разработать.

Ответ: На мой взгляд, для определения закупочной политики не стоит брать продуктовую группу. Стоит вернуться еще раз к АВС – анализу и на основании его выстраивать эту политику. Кроме того, отправной точкой должна служить стратегия компании и наличии оборотного капитала. Если одно из условий поставщика является условие оплаты, то надо помнить, что деньги чего-то стоят. Напомню, что стоимость денег мы можем посчитать (формула 1).

i = k*P*Qср                                         (1)

 где,

i – стоимость замороженных денег. Иначе, сколько мы теряем, в связи с тем, что деньги лежат на складе (полках аптека) и не работают, руб.

k этот коэффициент можно установит несколькими способами: 1) процентная ставка по кредиту; применяется в случае нехватки денег в обороте, и необходимости брать краткосрочные кредиты. 2) собственная рентабельность; показывает сколько компания упустила прибыли в связи с тем, что деньги не работали. 3) альтернатива в доходе; применяется в случае не высокой маржинальности собственного бизнеса; показывает, сколько компания упустила прибыли в связи с тем, что деньги не работают в более интересном бизнесе, % в год.

P — цена единица товара,  руб/шт.

 Qср – средний уровень запаса, шт.

В результате таких не хитрых подсчетов можно сделать вывод:

Чем выше уровень запаса и чем дороже продукт, тем актуальней предложение поставщика об отсрочки платежа.

С другой стороны, всегда есть такой параметр, как цена.  И, как правило, чем ниже цена на конкретный продукт, тем более жесткие требования по срокам оплаты.

То есть, если есть два поставщика, предлагающих один и тот же препарат и у них отличаются условия, то у одного будет ниже цена и предоплата, а у другого цена выше и отсрочка платежа.

Поэтому, принимая решение, стоит считать совокупные издержки: с одной стороны стоимость замороженных денег, с другой стоимость закупки (формула 2). В данном примере мы не учитываем прочие составляющие по издержкам, о них мы говорили в одной из статей в 2007 году.

 Зсовок – совокупные издержки, руб.

Q – объем закупки, шт.

Р – цена единицы продукции, руб/шт.

i – стоимость замороженных денежных средств, руб.

                   Если сформулировать общий вывод, то, чем дороже продукт, чем выше его популярность (а, следовательно, требует большего объема закупок), тем дороже он нам обходится, а, следовательно, требует более высоких стандартов при работе с поставщиком.

А используя АВС — анализ возможно более детально сформулировать требования к поставщикам. В соответствии с выше озвученным выводом за параметры для АВС – анализа возьмем: популярность товара (то есть количество обращений покупателей, количество продаж, количество номенклатуро — строк) и цена единицы продукции.  На рисунке 1 и 2 как и представлены основные требования к поставщикам и к товарам. На рисунке 3 они объединены.

Рисунок 1 – Требования к товарам в соответствии с ценовой категорией

На рисунке 1 параметр «цена» представлен тремя группами. Группу 1 образуют самые дорогостоящие товары, группу 3 – самые дешевые, ну а группу 2 – товары средней ценовой категории. Правила деления ассортимента на группы смотрите в АВС – анализе.

Например, требования к условиям оплаты (то есть к отсрочке платежа) тем выше, чем дороже товар. Остальные требования представлены также. Только такой параметр, как уровень доступности (или бездефицитности) представлен с точностью до наоборот. То есть, чем дороже продукт, тем дороже поддерживать высокий уровень сервиса.

 Рисунок 2 – Требования к товарам в соответствии с популярностью товара.

На рисунке 2 представлены требования к товарам в соответствии с их популярностью. Чем популяренее товар (группа А), тем выше его доступность, то есть дефицит здесь допускать нельзя. Чем менее популярен продукт (группа С), тем уже ассортимент должен быть. И так далее.

 Рисунок 3 – Объединение требований к продукту.

Так вот, для товаров категории А1 в первую очередь поставщик должен предлагать отсрочку платежа, и чем больше, тем лучше. А для товаров категории А3 в первую очередь должна интересовать цена, выбираем поставщика с минимальной ценой. Ну и по прочим группам товаров также более четко сформулировать требования. А, как точно они звучат, зависит от рынка поставщиков и уровня конкуренции в целом.

То есть требования к поставщику формируются опосредованно через требования к товару.

Ольга Грязнова

Бизнес-консультант в области управления запасами, закупок и SCM

Любая информация, размещенная на этом сайте, охраняется авторским правом. Копирование контента или его частей возможно только с письменного разрешения администрации сайта.